Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия

 

 

«этот праздник требует, чтобы

мы наставляли людей относительно

догмата о Святой Троице, укрепляя

их память о нём и веру в него»

д-р. Мартин Лютер

 

 

Проповедь на Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи с 1 по 16.

 

Сегодня, на праздник Святой Троицы, День Божьего Триединства, мы читаем историю из Евангелия от Иоанна о встрече человека по имени Никодим с Иисусом Христом. 

 

В чем смысл такой встречи-беседы и кто был ее инициатором?

 

На вторую часть вопроса ответить легче: Никодим был пожилым человеком, фарисеем по убеждению и членом Синедриона, как сказано в Евангелии, «одним из начальников Иудейских», пришедшим к Иисусу ночью, тайно, скорее всего, чтобы не быть порицаемым за такую встречу своими, как бы сейчас сказали, коллегами по «партии власти». 

 

А что же он хотел узнать для себя?

 

Никодим начинает с заслуженной похвалы Иисусу Христу: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». И всё… Дальше уже Иисус говорит ему, как бы не слушая, невпопад к комплиментам, высказываемым членом Синедриона: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

 

Как это понимать?

 

Только как то, что Иисус Христос сразу переходит к главному, к тому, что волнует Никодима, ради чего тот пришел ночью на эту встречу. А его, по всей видимости, как всякого пожилого человека, волнует, то, что будет с ним и другими людьми после смерти. Иисус чувствует, видит это вопрос в душе Никодима и отвечает прямо, без лишних присловий: надобно тебе родиться свыше, измениться, иначе не видать тебе Царствия Божьего.

 

Обиделся ли на такие слова Христа уважаемый старец, стал ли отрицать, что его вовсе не интересует такой вопрос как собственная участь после окончания земной жизни? Нет. Наоборот, Никодим вопросом поддерживает и развивает разговор на эту тему, имея ввиду себя: «как может человек родиться, будучи стар?».

 

И Иисус фактически повторяет сказанное ранее, что для обретения бессмертия следует родиться свыше, второй раз, от воды и Духа. И если в указании на воду мы видим символику — очищение водой,  ритуальное омовение (еврейск. טְבִילָה, твила), воду крещения в которой, как говорит доктор Мартин Лютер «ветхий Адам в нас ежедневным сокрушением и покаянием должен быть потоплен  и умереть со всеми своими грехами и злыми похотями и что вместо него должен ежедневно возрастать и воскресать в нас новый человек, который бы в правде и чистоте жил вечно пред Богом», то, причем здесь еще и Дух?

 

Разве Он, Дух, так уж важен для начала другой жизни, жизни по-новому?

 

Оказывается, важен. И в этом мы можем убедиться на примере собственной жизни и жизни миллионов других людей. Сколько людей, крестившись в воде и обещавших Богу начать жить новой христианской жизнью, так ею в итоге жить и не начали? Ответ: большинство. А почему?

 

Потому, что для того, чтобы начать хотя бы что-то простое, пусть самое маленькое дело, нужна, как минимум, сила воли. Хотите начать худеть с понедельника? Желаете заняться спортом с будущей недели? Мечтаете выучить иностранный язык, бросить курить или поменять работу? Во всём нужна сила воли! Иначе лень, малодушие, сомнения, страх не дадут вам этого сделать.

 

А для начала новой христианской жизни с Богом нужно и того больше! Не просто сила воли, а Дух! Настоящий Дух!

 

Вспомните апостолов. Что они делали после смерти, воскресения и вознесения Иисуса, своего Учителя? Сидели дома из страха перед иудеями, мучимые сомнениями. И сидели бы и дальше, если бы не получили своего «волшебного пинка», толчка в спину, своей «чудо-таблетки». И это был Святой Дух! Тот самый, что вывел учеников Иисуса Христа на улицы и площади Иерусалима, Тот, кто придал им смелости и рвения проповедовать, рассказывать людям о Мессии, победившем смерть! С этого Святого Духа, сошедшего на них на  50-й день после Пасхи, который с тех пор стал именоваться днем Пятидесятницы (греч. Πεντηκοστή, нем. Pfingstag), началась для апостолов новая жизнь и Церковь Христова. Недаром ведь праздник Пятидесятницы мы называем еще и Днем рождения Церкви!

 

А что же герой нашей истории Никодим? Ему Иисус тоже предлагает искать и обрести Духа, без которого ни новой земной, ни небесной жизни с Богом не бывает.

 

«Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», — поучает Никодима Иисус Христос.

 

И снова уважаемый представитель общества тогдашней Иудеи, член Синедриона, повторяет свой вопрос: «как это может быть?»

 

И Иисус вопрошает в ответ: «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». И если кто-то подумает, что в этом насмешка или упрек Христа в адрес старца, то ошибется.  Нет, Господь не упрекает его, но напоминает об особой ответственности учителей народа и правителей: прежде чем учить других - постигни сам, иначе как тебе учить?!

 

И самое последнее, что растолковывает Иисус Никодиму — это почему Ему следует верить и в чем Его предназначение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

 

В этом спасающая сила Святой Троицы:

 

- Бог-Отец создает этот мир и нас людей в нем;

 

- Бог Сын, Иисус Христос, примиряет нас с Создателем-Отцом и побеждает смерть, чтобы могли жить вечно;

- а Бог-Святой Дух оберегает нас в нашей земной жизни, подталкивая и направляя к Отцу и Сыну.

 

Без этого Святого Духа рождения свыше не бывает и все наши усилия начать жить новой жизнью тщетны и суетны.

 

Понял и принял ли это Никодим, на склоне лет приходя на ночную и возможно единственную свою встречу с Иисусом? Я думаю, что да, потому что:

 

- во-первых, после он взялся защищать Иисуса на собрании фарисеев, где его огульно  обвиняли и обсуждали вопрос об аресте: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?»;

 

- а во-вторых, этот же Никодим потом участвовал в погребении Христа, принеся с собой «состав из смирны и алоя, литр около ста» чтобы умастить тело, снятое с креста.

 

И еще, более того, согласно «Жития святых», написанного православным епископом Димитрием Ростовским (1651 - 1709), после убийства христианского первомученика Стефана: «Никодим, начальник Иудейский, приходивший ночью к Иисусу Христу, преставился, плачась над гробом святого Стефана; и его похоронил тот же Гамалиил, близ гроба первомученика»*.

 

Как после всех этих свидетельств нам не поверить в то, что разговор с Иисусом возымел свое действие над Никодимом и изменил его жизнь?!

 

Да, безусловно возымел, также как имеет силу и Святой Дух, единство Которого с Богом-Отцом и Богом-Сыном мы отмечаем сегодня в Праздник Святой Троицы.

 

О важности такого праздника говорил в свое время Мартин Лютер: «все остальные праздники представляют Господа в образе совершителя того или иного дела. Праздник же Троицы открывает Его нам таким, каков Он есть - Сам в Себе. Здесь мы видим Его вне всяких дел — только лишь в Его божественной сути».

 

И тут же, в проповеди, Лютер для постижения сущности Святой Троицы советует нам  «оставить человеческое разумение и подняться над ним… слушать лишь собственное свидетельство Бога о Себе и Своей внутренней сущности… Мир смотрит на утверждение Бога, что Он — один Бог в трех отличных друг от друга Ипостасях, как на совершенную бессмыслицу и глупость; …считают всякого, кто проповедует это или в это верит, жалким глупцом».

 

И я, вслед за доктором Лютером, не боюсь признаться, что не в состоянии постигнуть великой тайны Святой Троицы и назваться «жалким глупцом», который, отвергая «разумные» доводы этого мира, вслед за нашим реформатором и учителем свидетельствует, что «есть одна неразделимая божественная природа, в которой мы признаем ипостасное различие» в Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Святом Духе, который направляет нас на истинный путь и дает силы для новой жизни. И на этом аминь. †

 

Ваш брат во Христе и начальствующий епископ Евангелическо -Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания в России, Александр Франц.

 

*по преданию останки Никодима, захороненные в поместье Гамалиила в Кфар Гамле (другое название, Бейт-Джамаль), в Иудейских горах, были найдены священником Лукианом вместе останками св. Стефана, Гамалиила и его сына Хавива в 415 году от РХ. и перенесены в Иерусалим. Сейчас могилы Никодима и Иосифа Аримафейского соседствуют с друг другом в западной части Храма Гроба Господня, с обратной стороны от входа в Кувуклию.

 

Церковь св. Стефана на территории монастыря, принадлежащего католической монашеской конгрегации Общества св. Франциска Сальского (известных также как салезианцы Дона Боско) в местечке Бейт-Джамаль, недалеко от города Бейт Шемеш, Израиль.

 

Внутренний вид церкви св. Стефана, где ранее покоились останки святых Стефана, Никодима, Гамалиила и его сына Хавива.

 

Крипта под полом церкви св. Стефана с изображением ночной беседы Иисуса Христа и Никодима.

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Избранные посты

Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ.

July 31, 2019

1/10
Please reload

Недавние посты