ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО ЕПИСКОПА ЕЛЦАИ

 

Дорогие братья и сестры, друзья!


И я не хочу сказать вам более, чем хотел бы сказать Господь Бог… Я часто повторяю эту фразу когда как пастор обращаюсь к людям и когда нужно говорить о важных или нелицеприятных вещах.


Сегодня мы все будем праздновать Пасху Христову. Множество людей в России и других странах мира устремятся в церкви. Будут толкаться, суетиться, пробиваться поближе к алтарю, чтобы стать частью пасхального богослужения. А потом разъедутся по домам и в хорошем настроении сядут за праздничный стол, который будет ломиться от пасхальных куличей, крашеных яиц и всего другого, что принято есть в этот день. Там присоединятся к ним их родственники и друзья, которые, хоть и не ходят в церковь, но, как сами утверждают, верят в Бога. И таковых в России от 60 до 70 – 75% населения, если опираться на данные опросов различных социологических служб. И они же свидетельствуют, что в церковь регулярно ходят, причащаются и читают Библию от 0,5 до 3,5 % из них, из тех, кто декларирует веру в Бога. 


Почти такие же цифры статистики, например, в современной Германии, где 30,9% населения относит себя к католикам и 30,2 % к лютеранам, а в церковь на воскресные службы приходят всё те же, максимум, 3-3,5 %. То же самое и в других европейских странах.


Посмотрите на разницу в этих цифрах: 
- 60-75% - «верят в Бога» и не прочь поесть куличей и «стукнуться» пасхальным яичком; 
- и только 0,5-3,5% - не считают за труд ходить в церковь на встречу с Богом.
Откуда такой разброс, такая пропасть в этих величинах? 
           

Мне, как священнослужителю, нередко задают вопросы люди из этих вышеупомянутых 60-75%: «А правда же можно не ходить в церковь, ведь у меня есть Библия, и я могу молиться дома?» И я вижу, с какой надеждой они смотрят на меня, ожидая утвердительного ответа. Скажи я им: «Да, можно, можно и не ходить в церковь, так как….» и дальше присовокупить что-то надуманное и красивое вроде «так как вера, она в сердце, а не в церковных стенах» и всё, ты сразу становишься лучшим другом у этого человека. Но я всё порчу и отвечаю: «Нет, не правда, в церковь надо ходить, потому, что это не я придумал, а так хочет Бог!» Так я теряю «друзей», которые тушуются и уходят с мечтой найти всё же такого священника, кто, в отличии от меня, успокоит их и скажет нужное: «Да, конечно, регулярно в церковь ходить совсем не обязательно, главное быть верующим в душе». И, поверьте, они находят своего «доброго  и понимающего» пастыря. 
Так мы получаем цифру 60-75%, обманываем ей себя и этих «с верой в сердце и Библией дома». Но зачем это нам?


За последнее время мы как незаметно выработали критерий «хорошей успешной Церкви». Это та, где много людей. Вот и меряемся их количеством. «А у вас сколько прихожан?» - это как вопрос о благословенности, как данные на основе которых ставится оценка священнослужителю и всей его Церкви.
           

Но было ли так всегда? Нет. Начиная с первых веков созидания Церкви, общины христиан были сообществами немногочисленных избранных, тех, кто не просто сам объявлял себя верующим, но и кого таковым признавали другие, кто готов был пожертвовать не только своим свободным временем, но и жизнью ради Бога. И только когда христианские Церкви обрели государственный статус и из гонимых превратились в респектабельные общественные институты, в которых стало безопасно, легко и почетно состоять, только тогда они стали мериться цифрами прихожан.
             

И сейчас это положение сохраняется. Современным россиянам, а также немцам, шведам, датчанам и др. легко говорить, что они верующие, что они христиане. Это не накладывает на них никаких обязательств, не требует от них никаких усилий. Наоборот, очень просто решает вопрос с самоидентификацией: «Я верующий, я не чужак, не белая ворона, я такой как большинство». Это успокаивает человека и помогает встроиться в некую общественную систему координат. Плюс дополнительные бонусы в виде церковных атрибутов: крестики, медальоны, нательные ладанки с изображением святых, а еще пучки вербочек, возможность посидеть в хорошей компании за сытным рождественским или пасхальным столом. 
           

Это их и наш общий самообман. Нам неудобно расстраивать таких людей и говорить горькую правду, как далеки они от веры в Бога. Мы также боимся уменьшить свои респектабельные 60-75% декларируемых прихожан – невидимок, которых никогда не застанешь в церкви. А им не хочется выбывать из большинства, в котором так комфортно пребывать, из большинства, от которого ничего не просят и в душу к которому не лезут. 
           

Поэтому мы все сообща и поддерживаем эту легенду «о многомиллионном большинстве верующих» в России, Германии и др. странах, где стоят, увы, почти пустыми христианские церкви.
           

Сегодня Пасха! Наша христианская Пасха! Пасха как победа над смертью! Как торжество вечной жизни! Иисус Христос совершил подвиг, приняв в Страстную пятницу нечеловеческие муки и взойдя на Голгофский крест. Он совершил подвиг, приняв смерть за наши грехи и воскреснув ради нас из мертвых! Мы гордимся Его подвигом и радуемся сегодня, в светлое Пасхальное утро! Радуемся, что вход в Его гробницу оказался открыт, а сама она пуста, а значит, смерть действительно побеждена и Господь вознесся в Небесную обитель, где Он ожидает теперь и нас! Но достойны ли мы этих небес и вечной жизни? Как мы готовимся к ним, здесь, на Земле? Сколько времени у нас еще остается до встречи с Богом?
             

Это не праздные вопросы. Если мы желаем быть настоящими христианами, достойными подвига Иисуса Христа, то в этот пасхальный праздник должны набраться смелости и пообещать себе и Богу, что:
- не будем врать и подыгрывать неверующему миру с его 60-75%, а станем говорить правду, что в церковь ходить нужно, что этого желает от нас Господь и что никакое сидение дома, даже с Библией в руках и вкусными куличами на столе, этого не заменит;


- не станем пытаться создавать государственную Церковь большинства, благо российское законодательство нам в этом союзник, сохраняя постулат об отделении церкви от государства;


- начнем, наконец, созидать Церковь как общину избранных, куда не берут всех подряд, а только тех немногих кто по настоящему верит в Бога, кто готов ради Него жертвовать своим личным временем, силами, а если нужно, то и жизнью!
               

Только такая Церковь будет достойна  исповедовать в своем служении, что Господь победил смерть и даровал нам жизнь вечную! Только такие верующие могут по праву сидеть за праздничным столом и испытывать всю полноту пасхальной радости!


                  Сегодня я хочу признаться вам в любви и пожелать, мои братья и сёстры, чтобы вы ничего не боялись, чтобы уверенно и с улыбкой на лицах провозглашали перед всем миром, что Христос воскрес! Воистину воскрес!


Christus ist аuferstanden! Wahrhaft auferstanden! 
Christ is Risen! - Indeed, He is Risen!

 

По Господней милости, брат вам и раб Божий, 
начальствующий Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания.


Александр Франц

 

P.S.
По старой традиции, принятой в братской лютеранской общине, откуда я родом, высылаю вам стих, который, как мне кажется, как нельзя лучше характеризует нашу Церковь сегодня: 


«мы неизвестны, но нас узнают; 
нас почитают умершими, но вот, мы живы;   
нас наказывают, но мы не умираем;
нас огорчают, а мы всегда радуемся; 
мы нищи, но многих обогащаем; 
мы ничего не имеем, но всем обладаем» 
Второе послание св. Ап. Павла к Коринфянам, гл. 6, стихи 9 и 10
 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Избранные посты

Обращение Генерального Ординария ЕЛЦАИ.

July 31, 2019

1/10
Please reload

Недавние посты